pfarrer_tom: (Default)
[personal profile] pfarrer_tom
Мне много раз доводилось слышать, что католичество гораздо больше "зациклено" на Богородице, нежели православие. Я с этим утверждением принципиально не согласен. Если просто взглянуть на чины Римских Литургий (как Триденты, так и Новус ордо), то становится очевидно - они предельно Христоцентричны, в нашем же Богослужении Богородица занимает значительно больше места, почти каждая ектенья заканчивается прошением Ей, поются Богородичны, да и вообще знаменитый (и ставящий иных в тупик) возглас "Пресвятая Богородица спаси нас!" уже чего стоит. Да и потом, мне доводилось довольно много общаться с верующими католиками, как простыми бабушками-мирянками, так и духовенством, и я ответственно могу заявить: никогда, никогда я не видел человека, который бы бегал по костёлам в поисках именно Лурдской статуи Девы Марии, отвергая все прочие. В православии же беготню за Федоровской/Казанской/Владимирской иконочками я наблюдаю несколько раз в неделю стабильно.
Понятно, что богословская мысль католичества в вопросах почитания Богородицы ушла далеко в сторону от древней церкви и православия, лично я абсолютно не могу согласиться со всеми их "новорожденными" догматами, однако почитание Богородицы на уровне простого мирянина, не вникающего в богословские подробности, выглядит заметно здоровее нашего. У нас же, опять таки не вдаваясь в богословие и оценивая на уровне простых мирян, все это в немалой степени попахивает банальным магизмом. Мне как-то довелось услышать хорошую фразу: "Язычество в православии начинается с различения икон Казанской и Владимирской", и я с этой мыслью склонен согласиться.
Я бы предпочел, что бы в наших Богослужениях и храмовой иконографии (посчитайте интереса ради сколько в вашем храме икон Богородицы, а сколько Христа и прочих святых; в моем случае получился изрядный перевес), да и просто в умах простых прихожан Богородица бы занимала пусть важное, но не такое "центральное" место.

И хороший вывод от [livejournal.com profile] victor_ua в камментах.

Вообще же на невеселые размышления обо всем этом меня натолкнула икона Богородицы в архиерейской игуменской мантии. А учитывая мои давние сомнения в правомерности изображения на иконе Пятидесятницы схождения огненного языка и на Богородицу тоже (такие иконы появились лишь в 17 веке, хотя среди миниатюр говорят даже о 6-7 веках; лично мне самое древнее, что попадалось - это миниатюра Сошествия 1170 года из Псалтыри Хантера, хотя специально я поисками не занимался, надо признать) и, соответственно, сопричисления ее к епископскому достоинству, все это привело к осознанной негативной оценке "про-Богородичных" тенденции в нашей церковной жизни.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

pfarrer_tom: (Default)
pfarrer_tom

July 2011

S M T W T F S
     1 2
345 678 9
10111213141516
171819202122 23
2425262728 2930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 02:04 am
Powered by Dreamwidth Studios